Как кировоградские перевозчики сами себя высекли

  • Геннадій Рибченков
  • watch_later 28 листопада 2014, 11:21

  • visibility 482 перегляда

Помните, какая летом истерика поднялась в СМИ и социальных сетях, когда один кировоградский перевозчик пассажиров поднял цену за проезд до 3 гривен?

Речь идет о ПП "Оликс". Другие образцово-показательно сохраняли тариф на уровне 2 гривен 50 копеек. И бравировали этим, при серьезной поддержке городского руководства, особенно заместителя городского головы Сергея Васильченко, который свою упрочил репутацию именно показной борьбой за права пассажиров. Один из перевозчиков за такое единение душ с городской властью даже получил бонус – без конкурса ему отдан маршрут №6, который ранее ликвидировали, а тут специально восстановили (ЧП Кобченко). И тут оп! – неожиданно все те, кто из кожи вон лез, оправдывая тариф 2.50, резко заговорили о повышении стоимости проезда.

Что интересно, большинство маршрутных такси ездит на газе. Его сегодняшняя цена – от 8 гривен 60 копеек до 9 гривен. Показательно, что летом, когда впервые сыр-бор разгорелся, природный газ на кировоградских заправках стоил примерно на гривну дешевле 7.60 – 8 гривен в начале лета, до 9 уже в августе. Колоссального обвала цен не было. Что ж изменилось-то?

В начале сентября автор этих строк провел мониторинг работы «недорогих» маршруток, результаты опубликованы в газете «Украина-Центр». Позволю себе цитату из той статьи:

«Мониторинг проводился 4 сентября, с восьми до девяти часов утра, в двух местах – на улице Большой Перспективной, в районе гостиницы «Европа», и на улице Попова, в районе поликлиники №5. Велись видеосъемка и регистрация на бумаге.

Как оказалось, самый популярный маршрут в Кировограде – №113. За час по нему проехало аж двадцать восемь маршрутных автобуса с цифрами 113. Но самое интересное не это. Согласно паспорту этого маршрута, на нем имеют право работать шестнадцать автобусов. Но во время мониторинга было выявлено, что на маршруте работает аж… двадцать восемь автобусов!

В наше время совсем несложно выяснить, что треть из этих автобусов не имеют никакого отношения к фирме «Паритет – Сервис», которая имеет право перевозить пассажиров по маршруту №113.

Дальше – больше. На машруте №55, согласно паспорту, должно работать 16 автобусов, реально ездит 21.

Маршрут №6. Вместо 14 разрешенных ездит, работает, собирает денежки 23 машины.

Маршрут №112. По паспорту 21 автобус, а по жизни – 23.

Маршрут №77. Согласно паспорту, 15 автобусов, по улицам курсирует 20.

Маршрут №5А. Разрешено 20, работает 22.

Маршрут №8. 17 и 20 соответственно.

Маршрут №11. Паспорт – 12, работает 14».

***

У меня есть видеозапись присутствия и работы на маршрутах «левых», неучтенных маршруток, есть переписанные номера. Ту статью я просил считать обращением в прокуратуру, был готов (как и сейчас) предоставить видеоматериал. Но прокуратуре не до защиты прав кировоградцев, как вы знаете, - с того недавнего времени у нас уже два или три прокурора области сменилось, а сейчас под зданием прокуратуры шины пылают, прокуроры увлеченно воюют за сохранение самих себя при должностях. Тут не до каких-то перевозчиков и их пассажиров.

Но суть не в этом. Почему вдруг перевозчики, еще недавно так радовавшиеся тарифу 2.50, вдруг взалкали большей мзды? Причем ратовали за 2.50 они при нулевой рентабельности! Именно так, в своих заявках на маршруты рассчитывали некоторые (можете, к примеру, глянуть здесь).

Злые языки говорят, что просто выборы прошли. И «Батькивщине», представители которой руководят городом, удержание тарифа набрать голоса не очень-то помогло. Лидеры местной организации партии не прошли в депутаты ни по спискам, ни по мажоритарным округам.

Хотя, возможно, второй аргумент весомее. В прошлом месяце с поста первого заместителя городского головы был уволен Геннадий Осетров, владелец или совладелец одного из крупных перевозчиков – ЧП «УкрАвтоИнвест». Злые языки говорят (врут, конечно), что его пребывание на должности напрямую зависит от низкого тарифа за проезд. А сейчас должности нет, значит – и тарифа низкого не будет!

Да, тема пассажирских перевозок, похоже, еще много лет будет приносить дивиденды политикам, приближенным к процессам и не очень журналистам будет о чем писать, юристам – судиться, бабушкам у подъездов – обсуждать, простым горожанам - плеваться.

Только за последние пару лет в этой сфере замутили реформу, «благодаря» которой многие кировоградцы добираются на работу теперь двумя маршрутками. Провели какое-то нелепое исследование потоков с привлечением студентов КНТУ, потратив на него под 100 тысяч, а результатами анализа по итогам никто и не воспользовался. Отслюнявили денег Харьковскому национальному автомобильно-дорожному университету, тоже за исследование пассажиропотока и за вышеупомянутую реформу. Кстати, харьковчане за наши деньги тогда порекомендовали еще и пустить маршрутку по окружной дороге, чтобы жители Лелековки могли доехать до Соколовки или Бережинки. Отчего не внедрено, товарищи и господа городские руководители?

Увы, «грамотной» городской транспортной политикой фактически убит «Автобусный парк 13572», старейшее транспортное предприятие города. Его руководство тщетно пыталось выбить у городской власти положенную компенсацию за провоз льготчиков или хотя бы повышения тарифа. Тариф по итогу повысят, а предприятие может и не подняться. А там, между прочим, почти 300 человек работало…

И вот зам городского головы Васильченко рассказывает: «Із проханням переглянути діючий тариф до нас звернулися всі перевізники, які працюють у Кіровограді. Вони мотивують своє звернення тим, що останнім часом значно подорожчали пально-мастильні матеріали та запчастини до транспортних засобів. Крім того, підприємства ще й зазнають збитків через те, що взяли на себе зобов’язання безкоштовно перевозити пільговиків, які раніше користувалися послугами автобусного парку. При цьому на відміну від автобусного парку ці перевізники субвенції з державного бюджету на відшкодування цих витрат не отримують. Ми, безумовно, дотримаємося процедури, визначеної законодавством, при розгляді розрахунків перевізників. Спочатку їх перевірить робоча група, що була створена влітку цього року і яка розглядала попередні розрахунки, потім їх буде направлено до Антимонопольного комітету України і лише після цього винесено на розгляд виконкому. Хочу підкреслити, що міська влада скільки могла стримувала зростання вартості проїзду, більше того – домоглася його зменшення. Однак на той момент були інші реалії, зараз ціни на пально-мастильні матеріали, запчастини зросли в Україні в рази, й в усіх містах тарифи вже переглянули».

Всего несколько месяцев назад с тем же самым к властям обращались «Автобусный парк» и «Оликс». Но их тогда чуть не прямо обозвали рвачами и хапугами. Цитата:

«Сергій Васильченко висловив подяку усім керівникам транспортних підприємств, які підставили плече кіровоградцям у непростий час. Хоча, ні, не всім. ПП "Олікс", за словами заступника міського голови, дякувати немає за що. Воно єдине й надалі продовжує “обдирати” мешканців міста, беручи з них за проїзд три гривні, хоча цей тариф не погоджений із міською владою». Это сказано всего месяц с небольшим назад! И теперь этот же человек убеждает горожан, что 3 гривны и больше – это здорово! Как?! Почему?! Ах да, забыл – выборы прошли, Осетров уволен… И городская власть с приближенными перевозчиками сейчас в положении той самой унтер-офицерской вдовы из пьесы Гоголя, которая сама себя высекла. И денег не заработали, и теперь выкручиваться приходится.