«Культурная» пробка, или почему Саинсус арку не построил?

  • Алла Зейферт
  • watch_later 2 липня 2014, 13:11

  • visibility 79 переглядів

Каждый день в часы пик, а иногда и не только в них, десятки автомобилей кировоградцев и гостей города выстраиваются в очередь перед аркой, соединяющей улицы Колхозную и Орджоникидзе.

Во время последней кампании по выборам мэра областного центра самую малоподвижную из его «пробок» обещал ликвидировать Александр Саинсус – путем постройки второй арки рядом с первой, сегодня пропускающей автомобили только в одну сторону, – сначала снизу вверх, потом сверху вниз, по очереди. Почему за три с половиной года работы даже не были начаты, мы поинтересовались у самого градоначальника – теперь уже бывшего.

Причина, как оказалось, лежит в плоскости исключительно бюрократической и не имеет ничего общего ни с необходимостью остановки движения поездов Одесской железной дороги, для которых арка служит мостом, ни с отсутствием денег – до момента, когда целесообразным стал бы предметный разговор о деньгах, не дошло. Как раз по тем самым бюрократическим причинам.

– Арка является памятником архитектуры местного значения. И сначала нам в областной администрации ставили вопрос, что нужно решение министерства культуры о выводе объекта из соответствующего перечня. Ждали решение архитектурной комиссии, но его принятие отодвигалось, и я вынужден был сам, не успокоившись, уже в начале этого года поехать в министерство культуры. Пообщался с директором департамента, который курирует памятники архитектуры, прошел всех специалистов, они все высказались однозначно – это не наш уровень, все должно решаться на месте, – рассказывает Саинсус.

Проект реконструкции тем временем был сделан Днепропетровским проектным институтом «Технотранспроект» еще в 2012 году. Это эскизное предложение, в котором показаны возможные варианты технического решения вопроса. Для того, чтобы заказать полноценный проект работ с использованием одного из этих вариантов, нужно всего лишь на уровне областных структур вывести объект из перечня памятников архитектуры и получить добро архитектурного совета.

– Я дважды говорил с губернатором – уже с теперешним, о том, что нужно принять решение, это ведь жизненно необходимый для города объект, вариантов нет. Тем более что решение, которое предлагал «Технотранспроект», ни в коем случае не затрагивало сам памятник. По нему рядом с существующей аркой должно быть построено ее зеркальное отображение. Да, по нормативным документам есть требование, что, если есть памятник архитектуры, к нему определяется охранная зона, на которой не могут вестись строительные работы. Но по этому конкретному памятнику архитектуры никакой охранной зоны не определено. И не может быть определено, поскольку арка эксплуатируется – сверху по ней ходят поезда, снизу под ней ездит автотранспорт, – утверждает экс-городской голова Кировограда.

Для тех, кто не совсем понимает, почему «вариантов нет», поясним. Кировоград, как известно, разделен на две части рекой Ингул – есть правобережная и левобережная часть, а также железной дорогой – тоже на две части. Сообщение между правобережной и левобережной частями осуществляется по 6 мостам. Проблем с тем, чтобы переехать с одной стороны Ингула на другую и обратно, нет. А вот через железную дорогу у нас, можно считать, полтора перехода. Возле аэропорта – двухстороннее движение, а под аркой на Колхозной-Орджоникидзе – получается одностороннее, по очереди. В свое время, как раз ввиду необходимости дополнительного перехода, было начато строительство 175-метрового тоннеля в районе ул. Поповича, чуть выше злополучной арки. Часть работы была тогда сделана.

Но закончить ее сейчас, согласно экспертной оценке, обойдется в 100 млн грн., придется сносить часть жилого сектора (и компенсировать людям потерю жилья) и сооружений воинской части – поясняет Саинсус. А «проколоть» вторую арку на Колхозной-Орджоникидзе будет стоить порядка 30–40 млн. Тем более есть добрая воля акционеров «Червоной зирки», готовых бесплатно уступить городу часть принадлежащей заводу территории, прилегающей к арке. «Добро» получено и от Одесской железной дороги.

– Есть два варианта – один, более сложный, когда строится дополнительная железнодорожная ветка и составы идут по ней в обход, а здесь полотно разбирается и строится новое перекрытие, и есть вариант так называемого прокола. Это технология, когда прошивается насыпь, ставится диафрагма и т. п. При таком подходе останавливать движение поездов над аркой не нужно. В 2012 году специалистами «Технотранспроекта» были проведены геологические и геодезические исследования, результаты которых подтвердили, что применение этой технологии на объекте возможно. То есть еще два года назад было предложено реальное решение проблемы, – поясняет Саинсус.

Камнем преткновения, по его словам, стало постоянное сопротивление областного департамента культуры, продемонстрировавшего в вопросе чисто бюрократический, чиновничий подход. В частности, против реализации проекта, предложенного кировоградским мэром и днепропетровским проектантом, активно выступала бывший начальник отдела охраны культурного наследия Кировоградской ОГА Надежда Лисняк, являющаяся также председателем Кировоградской областной организации Украинского общества охраны памятников истории и культуры.

По ее мнению, арка – это памятник, который есть в реестре, относится к перечню местных и, в соответствии с законодательством, находится под охраной государства – он не аварийный, не утратил предмет охраны. А потому и оснований для его исключения из реестра нет. Более того, Лисняк считает, что министерству культуры стоило бы внести арку в перечень государственных памятников науки и техники.

– Ее однозначно нужно реставрировать, открывать засыпанную часть – там есть вторая арка. Было сделано реставрационное задание, несколько лет ситуация разрабатывалась, – поясняет Надежда Анатольевна.

По ее данным, днепропетровские проектанты не имели права на работу с памятником культуры и архитектуры. Альтернативное решение, которое она видит, – обойти памятник. Но тогда нужно определить границы памятника и его охранную зону. Для этого, по словам Лисняк, нужны научные изыскания, которые стоят немалых денег.

Александр Саинсус обрисовал для нас предложенный «обходной» вариант. Для этого нужно двигаться по Братиславской в сторону от существующей арки, проходить через территорию транспортного предприятия и выходить на открытой площадке завода «Червона зирка». А потом опять возвращаться на улицу Орджоникидзе. Без комментариев.

Есть еще один небезынтересный момент. Мостовой переход над железнодорожными путями в районе аэропорта находится в аварийном состоянии, его нужно ремонтировать. Есть акт, составленный соответствующими службами еще до избрания Саинсуса мэром.

– Если, не дай Бог, что-то случится и мост придется перекрыть (а его в любом случае рано или поздно придется перекрыть для проведения необходимого ремонта), это будет означать транспортный коллапс для Кировограда, – уверен бывший городской голова.

Если бы не вопрос с «культурой», работы можно было бы начать еще в 2012 году. Для этого нужно было получить согласование технических условий – собирается архитектурный совет области, который нужно убедить дать на это добро. Причем большинство там вроде бы согласны. Одно такое совещание в свое время уже прошло, все уперлось в вопрос статуса объекта, после чего Саинсус и ездил в министерство культуры.

Что касается денег на проведение работ, то их в любом случае придется «выбивать» из государственного бюджета – собственных 30-40 миллионов на жизненно необходимый городу объект у муниципалитета нет и не было. Схема такова: когда закончены все формальности, документация подается в Бюджетный комитет Верховной Рады, принимается решение. Именно по такой схеме в свое время выделялись средства на освещение улиц и строительство общежития для детей-сирот в Кировограде. Конечно, два года назад получить деньги из госбюджета было бы значительно проще, чем теперь. Тем не менее, Александр Саинсус и сегодня держит прохождение вопроса на контроле – теперь просто как неравнодушный житель города…

По словам Надежды Лисняк, вопрос вскоре снова будет рассматриваться. Более того, она утверждает, что уже есть организация, которая готова взяться за реставрационные работы, но, дословно, есть вопросы по прохождению денег. Еще бы! К слову, сколько будет стоить «правильная» реставрация, Лисняк не уточнила…

А пока историческую и культурную ценность памятника ежедневно могут сполна прочувствовать стоящие в «пробке» автомобилисты, водители грузовиков, пассажиры маршрутных такси. Может, именно для того, чтобы дать возможность как можно большему количеству кировоградцев и гостей города хорошенько разглядеть и запомнить во всех подробностях это чудо архитектуры, оценить каждую линию обводов, каждый камешек и шов старинной кладки, вопрос и затягивается из года в год местными «мастерами культуры»?

Андрей Трубачев, УЦ.